Использование научно-худож. лит-ры на уроках биологии – источник нравственного становления учащихся

         «Педагогика осуществляет себя ныне в ситуации усугубляющегося глобального системного кризиса человечества (загрязнение среды, прогресс болезней, бешенный рост преступности, наркомании…), в основании которого лежит кризис духовно - нравственных начал жизни.» ( Медушевский В. В. «Духовно - нравственное воспитание молодёжи средствами искусства» стр. 3)
     Смена социального строя привела к смене нравственных приоритетов. Произошло обесценивание нравственных ценностей. Большинство молодых людей в качестве цели ставят достижение материальных благ любой ценой и абсолютно игнорируют нравственные идеалы. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Наша школа сейчас, как никогда, нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства
     Сейчас главный акцент в современном образовании постепенно переносится на возрожде­ние нравственности и духовности через подготовку «образованных, нравственных людей (способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогно­зируя их возможные последствия), ориентированных на сотрудничество, отличающихся мо­бильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответствен­ности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., стр.З.).
    Встаёт задача поиска духовно-нравственных основ преподавания учебных дисциплин. Это также продиктовано гражданской ответственностью, которая возложена на каждого педагога. По словам  Ж. Ж. Руссо - «молодость – второе рождение личности», так как именно в этот период человек становится ответственным за свои поступки. И если мы не сможем повлиять на его жизненный путь, то это сделают другие.
     Духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения.
       Содержание предмета биологии является благодатной почвой для нравственного воспитания учащихся. На протяжении всех лет обучения  (с 6 по 11 класс) основным объектом изучения является живой организм.
       Именно поэтому, изучая особенности строения живых организмов, значение их в природе, ребята практически на каждом уроке обращаются к таким общечеловеческим ценностям как добро и зло, гуманное отношение к живому.
        «Береги хлеб с молодых лет. Если ты с детства не научился видеть и чувствовать в хлебе живую душу родной земли, родного солнца и неба, тёплого весеннего дождя  и сияния летней молнии, если ты не научился видеть в нём труд всех, кто отдаёт твоему хлебу всю свою жизнь, - одним словом, душу народа, считай себя нравственным калекой. Будь непримиримым, если видишь плохое отношение к хлебу…» А. Гилатов в книге  «Дума о хлебе»
        Необходимо умело использовать любую возможность, чтобы приобщать детей к духовно-нравственным ценностям; воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к Родине, к родной природе; чувства милосердия и сострадания, содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.
        Орёл
Из-за утёса, как из-за угла,   
Почти в упор ударили в орла.             
А он спокойно свой покинул камень      
 Не оглянувшись даже на стрелка,

И, как всегда,           
Широкими кругами,
Не торопясь, ушел за облака.     

Быть может, дробь совсем мелка была
Для перепёлок, а не для орла?           
Иль задрожала у стрелка рука
И покачнулся ствол дробовика?     
         
 Нет, ни дробинки не скользнуло мимо
А сердце и орлиное ранимо…             
Орел упал,
Но средь далёких скал,         
Чтоб враг не видел,       
Не торжествовал.           
                              Александр Яшин
      На протяжении нескольких лет нами собиралась коллекция стихотворений, пословиц, цитаты из художественных произведений, высказываний известных людей, которые можно использовать на уроках биологии,  предлагать их учащимся для обсуждения.       
    На уроках мы используем репродукции картин русских художников, зачитываем выдержки из художественных произведений, стихотворения, показывающие красоту природы.
        Листопад                             
Со всех сторон простор осенний
                         ветрам открыт.
И лист осиновый над полем,
                         кружась, летит.
Он, как далёкая планета,
                         сейчас искрит:
зелёным, жёлтым и лиловым
                          сверкает лист.
А краешек листа зубчатый
                          горит огнём…
Вот сколько красок и оттенков
                          в листе одном.                                              
В. Торопыгин         
    Воспитание должно охватывать не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний. Как сказал Платон - «Созерцая прекрасное, человек возвышает себя»
 *  *  *
С целым миром спорить я готов.
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.                                                 
  Р. Гамзатов
      На уроках, посвящённым темам охраны растений и животных, воспитываются у школьников чувства милосердия и потребности оказывать помощь нуждающимся.  
       На озере лебяжьем.                                                           
Дробь серпом ударила по шее -    
оборвался лебединый крик. 
Гладь озерная пятном белела -      
браконьер испуганно поник…      
Воровски подъехал он и в лодку   
затащил красавца – кликуна…       
В камыше, допив бутылку водки, 
до утра ворочался без сна.   
                      Владимир Зензин
      При изучении организма человека мы стараемся показать учащимся ценность жизни человека, природы, планеты Земля, гармонии в отношениях человека и природы.
       Тетеревиный ток         
На ток слетались не впервые
Певцы весны – тетерева..
Притихли сосны вековые,
И прошлогодняя трава.

Слетались затемно,
Сходились                                                                                   
И славили любовь и высь.     
И жаром зорь они светились.
И, как положено, дрались.
                                                                                                        
Крыло в крыло -    
Сшибались гулко,             
И никла дедовская тулка
Не смея тронуть красоты.    
Лев Маляков
        К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.                               
                     * * *
 … На Ленинград! На Ленинград!
     Там на два дня осталось хлеба,
     Там матери под тёмным небом
     Толпой у булочной стоят.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду,
Ну так и есть, мотор заело.
     Ремонт на пять минут – пустяк,
     Поломка эта – не угроза,
     Да рук не разомкнуть никак:
     Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев
     И вот в бензине руки он
     Смочил, поджег их от мотора,
     И быстро двинулся ремонт
     В пылающих руках шофера.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.
      Шестнадцать тысяч матерей
      Пайки получат на заре –
      125 блокадных грамм
      С огнём и кровью пополам…
                                  О.Берггольц                                    
    Большое значение приобретает сегодня глубокая и продуманная нравственно- психологическая подготовка молодых людей к вступлению в брак.
     Воспитывать школьников как будущих отцов и матерей – это значит воспитывать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку другого пола, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлому, половой распущенности.
      Хочется вспомнить слова Сухомлинского В.А.: « Вы будущие отцы и матери. Через несколько лет у Вас будут дети. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а, прежде всего великое творчество»          
                * * *
Ребёнка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
   Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
   Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
   Да будет дух его спокоен
И в правде твёрд, как божий херувим.
   Пускай не знает он до срока
Ни мук любви, ни славы жадных дум;
   Пускай глядит он без упрёка
На ложныё блеск и ложный мира шум;
   Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
   И выйдет он из светской тины
Душою бел и сердцем невредим!
                              М.Ю. Лермонтов
Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть “прикосновение к иной судьбе” - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность [3].
      На протяжении всех лет обучения проводится работа над формированием у обучающихся таких черт личности, как нетерпимость к аморальному  поведению, недисциплинированности, безответственности, воспитывается чувство любви к Родине. Этому помогает знакомство ребят  с биографиями и научным поиском учёных – биологов: Пирогова Н.И., Сеченова И. М., Павлова И. П., Вавилова Н. И. и т. д.
   Раскрывая обучающимся облик исторической личности, обращаем внимание не только на нравственные качества героя, но и на те конкретные условия, в каких приходилось  ему жить и работать. Способность школьников представить себя на месте человека, о котором мы рассказываем, решать вместе с ним важные дела и действовать, смотря по обстоятельствам, обогащает собственный практический опыт подростков, насыщает его знанием возможных вариантов действий.
     Надо, чтобы учащиеся сумели увидеть в этих великих людях истинно человеческие качества, какими они были, как смеялись, как любили, какими слабостями отличались, несмотря на сильный характер, как воспитывали в себе силу и волю. Надо, чтобы историческая личность не казалась обучающимся гранитным монументом, а увлекала живым человеческим характером, вызывала желание подражать.
      Для выяснения взглядов и убеждений школьников на уроках используются специально подобранные стихотворения, выдержки из книг и газетных статей, которые заставляют ребят высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу.
        * * *
С чего всё началось? –
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга «уважают»
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают…
                                    П. Соколов                   
    Выбранные для урока тексты должны отвечать следующим требованиям: они должны быть невелики по объёму, научно правильны, доступны для учащихся, по возможности образны, эмоциональны.
Например:
        «Ещё в конце 19в. французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12% росли идиотами  и только 10% были здоровы»
      «Была у него большая голова и тоненькие ножки, что-то странно тупое и бессмысленное в неподвижном взгляде округлых глаз… И через три года ясно стало, что новый Вася родился идиотом. В безумии зачатый, безумным родился он на свет», - в таких мрачных красках рисует писатель Л.Андреев слабоумного ребёнка, зачатого пьяной матерью.
     Знания должны перерасти в твёрдые убеждения и проявиться в конкретных поступках и действиях. Одним из эффективных методических приёмов формирования духовно-нравственных ценностей является использование примеров из жизни, из художественной литературы причём примеры должны быть доступны  и понятны детям.
Полезно использовать на уроке не только тексты, но и пословицы, поговорки,     меткие выражения, и т.д.
«Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью».  Франсуа Мориак
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации». Оноре де Бальзак
«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг»
       Необходимо затронуть материалом сердца учеников, взволновать и заставить думать. Между знанием, как себя вести, и между правильными действиями лежит огромное расстояние, которое не пройти за один урок. От требования «Ты должен» к состоянию «Я хочу» приводит человека его личное отношение к тому, что он делает. И чтобы это произошло, нужно повторения, упражнения в повседневном нравственном поведении, закрепление моральных привычек в практическом опыте своей деятельности, так как один поступок ещё ни о чём не говорит.
      Таким образом, если мы хотим, чтобы наши ученики не только усваивали знания и умения, но и развивались бы в личностном плане, чтобы на уроках осуществлялось воспитание их личностных качеств и творческих способностей

Список литературы:
1.Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда.- М.: 1997
2. Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Е.А. Якушкина и др.- Волгоград:2009
3.Бухвалов В.А. Творческая биография ученого [Текст] //Биология – приложение к газете “Первое сентября”. – 2006. - №23. –стр  41   -48                                                                                                                                                                                                                          4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., стр.З.         5.Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии.- Мн.: 2004.
6. Мосеева О.Н., Тараданова И.И. Выбираем мир без наркотиков.- Омск. : 2003
7.Толпыго О. В. Нравственное воспитание на уроках биологии через
личностно ориентированный подход к образованию. Учительский портал
8. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? – М.:1986.
9. Чумаков Б.Н. Валеология.-М.:1997